# #

Кутепова Елена Николаевна

Место работы: доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета клинической и специальной психологии, заместитель директора Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)

Выпускница дефектологического факультета МГПИ им. Ленина (1987). Закончила аспирантуру Московского городского психолого-педагогического университета. Кандидат педагогических наук, тема диссертации «Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств». Логопед, учитель русского языка и литературы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В 2004 году награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ.

Автор научных работ и учебно-методических публикаций в области специального и инклюзивного образования. Известный спикер в СМИ по основным проблемам инклюзивной образовательной политики, культуры и практики.

Научные интересы:

  • нормативно-правовое урегулирование в сфере образования лиц с ОВЗ;
  • создание условий для обучения лиц с ОВЗ на различных уровнях образования;
  • специальная коррекционная педагогика как ресурс инклюзивного образования.





Основные публикации, связанные с содержанием представленных программ ДПО:

  1. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 103–112. 
  2. Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Москва, МГППУ, 2011. http://psyjournals.ru/files/44247/Inclusive_edu_Kutepova.pdf
  3. Кутепова Е.Н. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: правовые возможности и реальные трудности//Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. 
  4. Кутепова Е.Н. Условия получения образования ребенком с ОВЗ // Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 21-33. 
  5. Кутепова Е.Н. Законодательные основы деятельности ПМПК в российском образовании // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 23-25 сентября 2015г.) / под ред. С.В.Алехиной ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т; Моск.гор.психол.-пед.ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015 
  6. Кутепова Е.Н. Взаимодействие специалистов в инклюзивной практике в условиях образовательных организаций // Вестник Дальневосточного федерального университета: психологические и педагогические науки. Выпуск 6. Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И.В. Носко. - Владивосток.: Изд- во Дальневосточного федерального университета, 2015. С. 26-32. 
  7. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новые направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход // Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015. 
  8. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ//Учебно-методическое пособие/Педагогический университет «Первое сентября», 2014.-31с.