Сорокова Марина Геннадьевна

Место работы: профессор кафедры прикладной математики факультета информационных технологий Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

Ученая степень: доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук

Базовое образование – механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов – математические методы обработки и анализа эмпирических данных в психологии и педагогике.

Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
  • обучение по программе «Создание электронных учебных курсов в системе MOODLE для реализации образовательных программ в вузе» в МГППУ (2018) 
  • участие в цикле онлайн-семинаров Web of Science – Clarivate Analytics «Практические рекомендации по публикации в международных журналах» (28.02.2018)
  • обучение по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации педагогов вузов по инклюзивному образованию с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» в МГППУ (2015)
  • обучение по программе «Конструирование и применение тестов знаний в системе мониторинга качества образования в ВУЗе» лаборатории «Гуманитарные технологии», научный руководитель А.Г. Шмелев (2012)



В 1992-93 окончила годичные курсы Международной ассоциации Монтессори (AMI) в Мюнхенском социально-педиатрическом центре (Германия), первый в России обладатель AMI-диплома. С 1994 по 2004 – доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Тема докторской диссертации: «Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики» (2004). Автор монографии и ряда учебных пособий по теории и методике педагогики Монтессори.

С 1993 совместно с Д.Г. Сороковым систематически проводит курсы повышения квалификации по педагогике Монтессори для работников систем образования и социальной защиты населения. Курс «Воспитание и обучение дошкольников по системе М. Монтессори» на факультете повышения квалификации МГППУ М.Г. Сорокова и Д.Г. Сороков проводят с 2007 года. Программа курса периодически дорабатывается и проходит процедуру утверждения, включающую двойное «слепое» рецензирование. Программа утверждена Ученым советом МГППУ.

Основные публикации, относящиеся к тематике программы:

  1. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 1997. – 520 с.
  2. Сорокова М.Г. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 1998. – 316 с.
  3. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония: Учебное пособие. – М.: МПГУ, 1998. – 126 с.
  4. Сорокова М.Г. Монтессори-педагогика: вопросы теории и методики // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 10. – С. 101–109. – 2000. – № 10. – С. 70–77. – 2000. – № 12. – С. 48–60.
  5. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики: Монография. – М.: Прометей, 2003. – 152 с.
  6. Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика: Учебное пособие. – М.: МГППУ, 2011. – 281 с. - ***. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/SMm-2011/SMm-281.htm (дата обращения 05.03.2017).
  7. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. – М.: Изд. центр «Академия, 2013. – 384 с. - ***. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/SSm-2013/SSm-384.htm (дата обращения 05.03.2017)
  8. Sorokov D.G., Sorokova M.G. Features of perception of the family systems state by married couples from clubs of the young families // International Journal of Developmental and Educational Psychology. INFAD: Revista de Psicologia. Año: XXV, № 1-Vol. 1. Badajoz, España, 2013.– P. 31–46.
  9. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. учреждений высшего образования / М.Г. Сорокова – 6-е изд., стер. – М.: Изд центр «Академия», 2014. – 384 с.
  10. Конина, М.А., Холмогорова, А.Б., Сорокова, М.Г. Феномен неограниченного сексуального поведения в современном обществе: патологические тенденции культуры или патология личности? // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 2. - С. 88-118. (моих 5 с. из 30 с.)
  11. Сорокова М.Г., Ермаков С.С. Гендерные особенности развития интеллекта учеников VI–X классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n4/73546.shtml (дата обращения: 07.01.2015)
  12. Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста «СПМ Плюс Равена» на московской выборке // Дефектология. – 2014. - № 6. – С. 28-37.
  13. Сорокова, М.Г. Методы математической статистики в психологии [Электронный ресурс] : учебное пособие /М.Г. Сорокова. – Саарбрюкен : Palmarium Academic Publishing, 2014. – 405 с. – ***. – URL: http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/SMs-2014.pdf#page=1 (дата обращения: 05.03.2017).
  14. Сорокова М.Г., Сороков Д.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников: Учебное пособие / М.Г. Сорокова, Д.Г. Сороков. – М.: Форум, 2015. – 400 с.
  15. Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника «Семейные эмоциональные коммуникации» // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 4. С. 97—125.
  16. Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования [Электронный ресурс] / Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова // Психологическая наука и образование. – 2017. – Том 22, № 5. – С. 57–66. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2017/n5/Sorokov_Sorokova.shtml (дата обращения: 14.02.2018)
  17. Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] / А.З. Зак, М.Г. Сорокова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2017. – Том 9, № 1. – С. 1–14. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n1/zak.shtml (дата обращения: 14.02.2018)