Программа предназначена для специалистов в области клинической психологии, психологической диагностики и консультирования, психологов системы здравоохранения и правоохранительных органов.
В курсе освещаются онтогенетические и культурно-исторические аспекты сексуального поведения, рассказывается о проведенных исследованиях в психологии сексуальности, на практических примерах разъясняются методологические и методические основы исследования сексуальной сферы в контексте психологического консультирования, гражданского и уголовного судопроизводств, раскрываются и отрабатываются на практике основные особенности интерпретации результатов психологического исследования полового самосознания.
Основное содержание программы в соответствии с учебным (тематическим) планом, включая программу самостоятельной работы по каждой теме.
№ п/п |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Краткое содержание |
Модуль 1. Основы психологии сексуальности как междисциплинарной области исследования |
||
Тема 1.1. |
Лекции; |
Представления о нормах сексуальности – от истории к современности. Выявление основных проблем, связанных с нормированием сексуального поведения. Развитие отечественной науки о сексуальности. Особенности правовой регуляции поведения в современном российском законодательстве. |
Тема 1.2. |
Лекция; |
Эволюционная теория полового диморфизма. Основные этапы формирования сексуальности. Сексологическое обследование, шкалы половой идентичности и сексуального дизонтогенеза, половая конституция. Нарушения психосексуального развития; асинхронии. |
Тема 1.3. |
Лекция; |
Роль различных мозговых структур в темпах полового созревания и реализации сексуального поведения. Сопоставление различных вариантов нарушения копулятивного цикла при органических повреждениях головного мозга. Репродукция и сексуальность. Сексуальность как психический феномен. Уровневая и иерархическая детерминация пола. Соотношение категорий пол и гендер. |
Тема 1.4. |
Лекции; |
Сопоставление классификаций сексуальных аномалий, современные классификации болезней. Юридическое значение сексуальных расстройств. Изменения личности при аномалиях сексуального влечения. |
Модуль 2. Психологическое исследование механизмов сексуального поведения в норме и патологии |
||
Тема 2.1. |
Лекция; |
Диапазон экспертных задач, в решение которых может быть вовлечен специалист-психолог. Юридическая значимость и правовой статус исследования психосексуальной сферы. Психологическое исследование в решении различных экспертных задач в судебной сексологии. Особенности направленного психологического исследования полового самосознания у обвиняемых, потерпевших и свидетелей. |
Тема 2.2. |
Лекции; |
Основные («МиФ», «ЦТО», «Кодирование») и дополнительные методики исследования полового самосознания. Инструкции и особенности предъявления методик. Ограничения методик. Основные признаки, по которым следует проводить интерпретацию и выстраивать заключение по результатам исследования психосексуальной сферы. |
Тема 2.3. Особенности полового самосознания при различных нарушениях психосексуального развития |
Лекция; |
Половое самосознание в норме. Оценка степени сформированности этапов психосексуального развития. Обследование потерпевших от сексуальных деликтов и свидетелей сексуальных правонарушений. Психосексуальный профиль при расстройствах половой идентификации. |
Тема 2.4. |
Лекции; |
Дифференциально-диагностическая значимость психологического исследования при изучении сексуального поведения. Патопсихологические признаки расстройств сексуального предпочтения при педофилии, садомазохизме, эксгибиционизме. Клинические характеристики нарушений волевой регуляции при аномальном сексуальном поведении. Значимость психологического исследования при оценке регулятивного потенциала. |
Тема 2.5. Составление проспективного портрета преступника |
Лекции; |
Организация профилирования в Российской Федерации и за рубежом. Психолого-криминалистические тактики розыска в случае преступлений в отношении взрослых и детей. Профилирование и составление портрета преступника в связи с сексуальным правонарушением. |